Советы для школьников: как правильно писать сочинения по литературе?
Итак, вам задали написать сочинение. Хорошо, если это домашнее задание: можно корпеть над заданием неограниченное время, перерыть полбиблиотеки, попросить помощи у друзей или родителей, или, наконец, попросту содрать сочинение в интернете. Конечно, последний вариант, мягко говоря, не самый надежный, ведь если вы нашли откуда «перекатать» текст, неужели вы настолько наивны, чтобы полагать, что учителя не в курсе вашей шалости?
Итак, вы школьник и перед вами поставлена задача - сочинение. Конечно же, вам еще с начальной школы вбили в голову то, что в сочинении непременно должны быть три избитых части - вступление, основная часть и заключение. Однако что же писать в каждой из них?
Итак, вступление...
А вот как раз его-то проще всего оставить «на закуску»! Гораздо проще, собравшись с мыслями, излить на бумагу самое главное, то есть основную часть. При этом нужно помнить, что сочинение - это не реферат, и начинать издалека тут не нужно. Если вы пишете по литературному произведению, то не надо излагать биографию автора, всех его родственников, современников, пересказывать содержание заданного произведения и всех других трудов автора - в вашем распоряжении лишь несколько страниц рукописного текста, а не диссертация.
Большая ошибка думать, что если вы покажете себя «ходячей энциклопедией» и приведете в сочинении побольше фактов, то это повысит вашу оценку и вас самого в глазах учителя. Задача сочинения - научить вас думать, анализировать, критически мыслить и затем излагать этим мысли на бумаге. Поэтому начните с главного, с самой сути проблематики.
После написания основной части можно приступить на ваш выбор либо к заключению, либо ко вступлению. Так все же - что писать во вступлении? Кризис жанра? А вы напишите, почему вы выбрали именно эту тему! Или, в случае, если тема была не на выбор, почему она актуальна для вас лично, какие ситуации, описанные в книге, вы встречали в реальном мире, вообще, сделайте привязку литературного мира к реальности - тогда вы как минимум замаскируете то, что основная часть была полностью или частично списана из интернета.
Заключение - это не обязательно выводы.
Не всегда тема и содержание сочинения позволяют сделать выводы. Если вы пишете о литературных приемах, о форме произведения - выводы делать обязательно нужно, однако если вы анализируете, например, моральность поведения Анны Карениной в одноименном романе, вы не обязаны делать никаких выводов. Если в основной части вы углубляетесь в жизненную ситуацию или события, описанные в художественном произведении, в заключении дайте свою оценку поведению того или иного героя или опишите, как бы вы поступили в том или ином случае.
Опять же, вы можете сказать, что у вас вся жизнь впереди и нет достаточного опыта, чтобы делать такие заключения. В таком случае лаконичным и хорошим финалом сочинения будет эффектный риторический вопрос - учитель оценит по достоинству вашу креативность. Например, возвращаясь к уже упомянутой теме Анны Карениной, сочинение о ее жизненной ситуации можно закончить таким риторическим вопросом - «Несмотря на то, что самоубийство было дерзким и отчаянным поступком, разве оно научило ее любить по-настоящему?
Ниже представлены самые популярные и надежные сервисы помощи студентам.